ЗАДАТЬ ВОПРОС /  Архив /  Архив службы русского языка /  2002 /  Май /  Архив 21.05.2002-31.05.2002

Архив 21.05.2002-31.05.2002


Вопросы и ответы. Архив

Архив 21.05.02-31.05.02
 
114. Имя: Speedy Gonzales,
Город: Mexico,

Комментарии: Добрый день!
Вопрос 1: значение слова "блейтц"?
Вопрос 2: прилагательное от "эпициклоида" - эпициклический или эпициклоидальный?
Спасибо.
Ответ: Добрый день!
1. Слово "блейтц" нигде найти не удалось. В Интернете найдены контексты, где Блейц (Блейтс) - это имена собственные: Я охотно сверну с дороги, чтобы увидеть, правду ли говорит молча о вашем господине, хотя я и думал обедать в Донкастере или Блейтсе; В случае прямоугольного сечения и для материала Блейтца и Ко полученную двумерную краевую задачу предлагается решить вариационным методом Канторовича.
2. От существительного эпициклоида возможны два прилагательных: эпициклоидный и эпициклоидальный (оба они употребляются, соответствующие контексты можно посмотреть в Интернете). Прилагательное эпициклический тоже существует, но формально образовано оно от слова эпицикл.

- Tuesday, May 21, 2002 at 11:02:41 (MSD)


115. Имя: Иван, E-Mail: kuznetsov_i@tpprf.ru,
Город: Москва,

Комментарии: Здравствуйте,
может, Вы поможете мне?
В интернете встречаеться несколько вариантов написания слова "риелтор"
1.риелтор
2.риэлтор
3.риэлтер
Какой же из них - правильный?
Заранее огромное спасибо, Иван.
Ответ: Здравствуйте!
Интернет не может служить советчиком в вопросах правописания: каких только написаний Вы там не найдете, особенно если речь идет о более или менее новых словах. Пользоваться в данном случае надо орфографическими словарями. "Русский орфографический словарь" (он есть на нашем сайте) предлагает единственный вариант написания слова риелтор. В "Службе русского языка" у нас есть также "Орфографическая страничка", где отдельным списком даются слова (обычно недавно вошедшие в русский язык), написание которых вызывает затруднения: риелтор там тоже есть.

- Tuesday, May 21, 2002 at 12:09:38 (MSD)


116. Имя: Вероника, E-Mail: vika@ksho.ru,
Город: Москва,

Комментарии: Подскажите, пожалуйста, склоняется фамилия Мирза Марина. Спасибо.
Ответ: Все фамилии на -а, кроме французских фамилий на -а ударное, склоняются, значит склоняется и Мирза Марина.
- Tuesday, May 21, 2002 at 15:48:08 (MSD)


117. Имя: Марина, E-Mail: razmari@mail.ru,
Город: Москва ,

Комментарии: Добрый день!
Подскажите, как правильно писать: Белоруссия (Беларуссия), Беларусь, в публикациях встречаются все эти слова, в каком случае как пишется?
Ответ: По-русски правильно Белоруссия, но представителям самого этого государства, которые настаивают на варианте Беларусь, можно употреблять эту форму (см. раздел Службы русского языка "Названия государств - бывших республик СССР"). Итак, ошибки не будет ни в том, ни в другом случае.
- Tuesday, May 21, 2002 at 17:12:43 (MSD)


118. Имя: Speedy Gonzales,
Город: Mexico,

Комментарии: Марине:
Посмотрите по ссылочке:
http://www.slovari.ru/lang/ru/rls/ussrnames.html
С уважением,
Speedy Gonzales
Ответ: И мы о том же!
- Tuesday, May 21, 2002 at 17:55:22 (MSD)


119. Имя: kirsti, E-Mail:
Город: Joensuu,
Комментарии: В зачетках появилась дисциплина "безопасность жизнедеятельности". Что это такое и чем занимаются на уроках? ;-))) Охраной труда? Первой помощью? Необходимыми мерами при пожаре / ядерной и пр. войне ...? Для перевода названия дисциплины надо бы это знать.
Буду премного Вам благодарна за ответ!

Ответ: Мы, к сожалению, не знаем, это вопрос не к Службе русского языка, а к соответствующим учреждениям (Министерству образованию РФ, например), утверждающим учебные курсы и программы.
- Tuesday, May 21, 2002 at 18:08:02 (MSD)

120. Имя: Speedy Gonzales,
Город: Mexico,

Комментарии: Добрый день!
Корректно ли составлена следующая фраза: "Центральный ленточный конвейер, установленный на конструкции открытого типа с одной стороны для упрощения собственного извлечения и обслуживания."
Спасибо.
Ответ: Добрый день!
Ошибок тут нет, хотя фраза, конечно, тяжеловата. Не совсем понятно, что значит "с одной стороны": лучше было бы сказать "установленный с одной стороны конструкции..." (если, конечно, именно это имеется в виду). И что значит "собственное извлечение и обслуживание" - что этот конвейер сам себя извлекает откуда-то и сам себя обслуживает? Сейчас смысл Вашей фразы получается именно такой. Если это соответствует действительности, то все правильно. Если нет, то опишите ситуацию и мы попробуем облечь ее в слова.

- Tuesday, May 21, 2002 at 18:28:06 (MSD)


121. Имя: Маргарита,

Комментарии: Извините, хотела бы внести разъяснение в плодово-ягодную тему (вопрос Сергея Литвина). Рамбутан - молочно-белая ягода, по вкусу похожая на виноград, облаченная в волосатый и колючий панцырь. Названия другого растения на русском языке я не знаю, в некоторых иных языках его именуют "орлеанским кустарником". В кулинарии используют его красноватые семена, обладающие тонким цветочным запахом.
Ответ: Спасибо.
- Tuesday, May 21, 2002 at 21:04:19 (MSD)


122. Имя: Анатолий, E-Mail: nev-anatolij@yandex.ru,

Комментарии: Прошу найти синонимы к слову "проблема"
Ответ: Слово проблема неоднозначно, поэтому в разных значениях и разных контекстах у него будут разные синонимы:
проблема, вопрос, задача: Рассматриваемая в книге проблема (вопрос); Эти проблемы (задачи, вопросы) были решены следующим образом и т. п.;
проблема, сложность, трудность, вопрос: В этом заключается главная проблема (сложность, трудность); Нет проблем (нет вопросов).

- Tuesday, May 21, 2002 at 21:19:06 (MSD)


123. Имя: АРГО,
Город: Москва,

Комментарии: Примите и от меня небольшой взнос в общую копилку (добавлю к написанному Маргаритой и дежурным лингвистом). Речь всё о том же вопросе Сергея Литвина.
Аннатто - красно-оранжевый натуральный растительный краситель (E 160b), применяемый при изготовлении безалкогольных напитков, замороженных продуктов, мясных, рыбных и кондитерских изделий, выпечки.
Подробнее см. по ссылке:
http://www.tharnika.ru/spice/colors/spez.asp?id=Annatto_powder
Ответ: Спасибо.
- Tuesday, May 21, 2002 at 22:42:44 (MSD)


124. Имя: Юрий, E-Mail: jurey@pr-news.ru,
Город: Санкт-Петербург,

Комментарии: Здравствуйте, добрая служба!
У меня два вопроса.
1. В процессе становления местного самоуправления в России появились и новые термины, например, муниципальное образование (МО). Наш город разделен на 111 МО, причём они отличаются по номерам, т.е. МО N 12, МО N 13 и.т.д. Но многие МО стали брать себе названия, отказываяясь от безликой нумерации. Вопрос: как правильно писать эти названия - в кавычках или без? Например, муниципальное образование "Коломна" или муниципальное образование Коломна?
2. Как правильно написать фразу (смущает окончание в слове институт): "21 научно-исследовательских института работали над этой проблемой".
Спасибо!
Ответ: Здравствуйте! До чего приятно получить название "доброй службы" (что-то вроде бюро добрых услуг:)!
1. Кавычки в данном случае нужны (в названиях, состоящих из родового наименования и наименования, не сочетающегося с ним синтаксически, последнее заключается в кавычки).
2. Правильно так: "Двадцать один научно-исследовательский институт работал над этой проблемой" (слово институт в данной конструкции может функционировать только в форме Им. п. ед. ч.; сказуемое может стоять и во множественном числе (работали), но предпочтение отдается единственному числу.

- Wednesday, May 22, 2002 at 03:07:36 (MSD)


125. Имя: Дмитрий,
Город: Владивосток,

Комментарии: как правильно написать во избежания войны?
Ответ: Во избежаниЕ войны.
- Wednesday, May 22, 2002 at 06:46:07 (MSD)


126. Имя: Speedy Gonzales,
Город: Mexico,

Комментарии: Добрый день!
Вопрос: равнозначны ли слова "антибликовый" и "противобликовый"? Если нет, какое из них предпочтительней?
Спасибо.
Ответ: Добрый день! Ни того ни другого слова нет в словарях, но мы думаем, что в равной степени возможны (и равнозначны) они оба.
- Wednesday, May 22, 2002 at 11:24:55 (MSD)


127. Имя: Маргарита,

Комментарии: Уважаемая служба! Отвечая на мой вопрос (? 50), Вы дали такое определение плеоназма: "Плеоназм - это оборот речи, в котором повторяются слова, одинаковые или близкие по значению (напр., грусть-тоска, горе горькое)." Однако в справочнике Розенталя сказано, что плеоназмы - это "обороты речи,содержащие ЛИШНИЕ слова" (жестикулировать руками, вернуться назад) . Является ли плеоназмом оборот, вызвавший мои сомнения ("впервые создал"), трудно определить, не зная контекста, который я, к сожалению, второпях не привела.
Ответ: Определение, данное в ответе Службы, было взято из "Толкового словаря иноязычных слов" Л. П. Крысина. Розенталь в данном случае не совсем точен, т. к. плеоназм, действительно, часто (но не всегда) содержит лишние слова, т. е. является стилистической погрешностью или ошибкой; в некоторых же случаях плеоназм используется как стилистический прием, усиливающий смысл сказанного (грусть-тоска; без страха, без боязни; ходить вокруг да около и т. п.). Вы правы в том, что выражение "впервые создал" может являться или не являться плеоназмом в зависимости от контекста, который показывает, есть ли у этого сочетания необходимый для плеоназма признак избыточности смысла или нет.
- Wednesday, May 22, 2002 at 12:50:51 (MSD)


128. Имя: АРГО,
Город: Москва,

Комментарии: Слово "тьютор" (преподаватель-консультант, инструктор) удалось найти только в словаре М. В. Зарвы "Русское словесное ударение". Неужели слово, не первый год используемое в прессе, в научных статьях, до сих пор не попало в толковые словари? Возможно, в длинном списке справочной литературы, используемой Службой, найдется словарь, дающий точное определение данного слова.
Спасибо.
Ответ: Уважаемый АРГО! Как мы рады, что наконец-то и мы можем Вам чем-то помочь! Слово тьютор есть в "Толковом словаре иноязычных слов" Л. П. Крысина (п. 28 нашего списка) и в "Современном толковом словаре иностранных слов" Л. Н. Черкасовой и М. Н. Черкасовой (п. 69 списка). Цитируем:
ТЬЮТОР - "в системе школьного и университетского образования Великобритании: наставник, воспитатель; куратор студенческой группы" (Крысин);
"1) индивидуальный научный руководитель студента; 2) надзиратель, куратор, опекун, воспитатель в учебном заведении" (Черкасовы).

- Wednesday, May 22, 2002 at 14:16:42 (MSD)


129. Имя: Черняев Игорь, E-Mail: igor@yandex.ru,
Город: Омск,

Комментарии: Где необходимо ставить ударение в слове "звонит"
Ответ: Ударение на окончании: звони'т.
- Wednesday, May 22, 2002 at 14:45:12 (MSD)


130. Имя: Феликс Бадретдинов, E-Mail: alfa@ufacom.ru,
Город: Уфа,

Комментарии: Не хватает фантазии придумать определения к существительному "вода" (в смысле "питьевая вода") или заменить словосочетание "питьевая вода". Если это возможно - помогите пожалуйста.
Премного благодарен.
Ответ: Не совсем ясна задача: чем Вам не нравится "питьевая вода"? Или надо подобрать синонимичное выражение, чтобы не повторяться в тексте? Но тогда все зависит от контекста: приведите его, пожалуйста. Может быть, подойдет "чистая" или "пригодная для питья"? Повторяем, нужен контекст, чтобы ответить на Ваш вопрос, т. к. языковых (не контекстуальных) синонимов у слова питьевая нет.
- Wednesday, May 22, 2002 at 15:27:44 (MSD)


131. Имя: Speedy Gonzales,
Город: Mexico,

Комментарии: Добрый день!
Вопрос: как правильнее:) "ДСП максимальными размерами", "ДСП максимальных размеров", "ДСП с максимальными размерами"?
Спасибо.
Ответ: "ДСП максимальных размеров" кажется самым удачным выражением, 1-й Ваш вариант вообще невозможен, 3-й вариант допустим.
- Wednesday, May 22, 2002 at 15:29:18 (MSD)


132. Имя: игорь, E-Mail: fedotoviv@mail.usaaa.ru, Город: Екатеринбург,

Комментарии: Что значит "разрешение" с точки зрения права?
Ответ: Если Вас интересует юридический термин, его следует искать в юридической литературе. Хотя по запросу "разрешение" в "Большой российской юридической энциклопедии" было найдено множество контекстов с этим словом, но самостоятельной статьи "РАЗРЕШЕНИЕ" в ней нет. Вы можете изучить эти контексты (см. http://agregat.kodeks.net/brue?d& ;nd=841500002& prevDoc=841600006) или обратиться за информацией к юристам. Языковые же словари формулируют общее, не специальное значение этого слова ("право на совершение чего-нибудь, а также документ, удостоверяющий такое право").
- Wednesday, May 22, 2002 at 17:27:10 (MSD)


133. Имя: Сергей, E-Mail: dodoz@rambler.ru,
Город: Kaliningrad,

Комментарии: Разобрать по составу слово НАЧАЛАСЬ
Ответ: Нача-л-а-сь (нача - корень, л - суффикс, а - окончание, сь - постфикс).
- Wednesday, May 22, 2002 at 20:22:20 (MSD)


134. Имя: Смирнова, E-Mail: smirnovaa@nortonrose.com, Город: Москва,

Комментарии: При необходимости обязательного указания числительного прописью и цифрами какой вариант является правильным: 1) начинается в двенадцатый (12) день; на сумму до десяти тысяч (10000)руб ИЛИ 2) начинается в 12-й (двенадцатый) день; на сумму до 10000 (десяти тысяч). Допускается ли написание в скобках не в именительном падеже? Есть ли конкретные правила на этот счет? Если да, то где их можно прочесть? Спасибо
Ответ: Ваш вопрос касается не правил русского языка, а правил делопроизводства. Как принято оформлять данный конкретный документ (сначала цифры, а потом пропись или наоборот), так и следует писать. В скобках числительное ставится в том падеже, которого требует синтаксическая структура предложения.
- Thursday, May 23, 2002 at 10:34:33 (MSD)


135. Имя: Мария, E-Mail: maria@uniqoil.ru,
Город: Москва,

Комментарии: как правильно:
"в лице директора Ивановой, действующЕЙ на основании Устава" или "в лице директора Ивановой, действующеГО на основании Устава"?
Ответ: Правильным является первый вариант: причастие согласуется со словом, которое ему непосредственно предшествует.
- Thursday, May 23, 2002 at 11:07:44 (MSD)


136. Имя: Дмитрий, E-Mail: vaso@engeenier.vrn.ru,
Город: Воронеж,

Комментарии: Хотелось узнать: Кто такой офис-менеджер и его функции с Вашей точки зрения?
Спасибо!
Ответ: Языковое значение слова "менеджер" - наемный профессиональный управляющий предприятия либо его структурного подразделения, направления работы и т.п., а также специалист по управлению. Офис-менеджер (хотя такого слова в словарях нет) - это менеджер, работающий в офисе, организующий работу офиса. А какие он конкретно функции выполняет - это вопрос не лингвистический.
- Thursday, May 23, 2002 at 15:46:46 (MSD)


137. Имя: АРГО,
Город: Москва,

Комментарии: Слоган на рекламном щите "Русского лото" гласит: "Покупая выигрываете" (sic). Интуиция подсказывает, что между этими двумя словами должен быть знак препинания - вероятнее всего, тире (либо запятая). Верно ли мое предположение?
P.S. В последнее время довольно часто приходится слышать (видеть) словосочетание "рекламный слоган". По моему мнению, оно является плеоназмом, так как сам по себе слоган - рекламная запоминающаяся короткая фраза, способствующая реализации какого-либо проекта, являющаяся девизом какой-либо компании, фирмы.
Ответ: Мы с Вами согласны и по первому, и по второму вопросу. "Покупая, выигрываете" - здесь нужна запятая; в выражении "рекламный слоган" есть плеонастическая избыточность.
- Thursday, May 23, 2002 at 16:22:45 (MSD)


138. Имя: Ника, E-Mail: NikaYA@rambler.ru,
Город: Москва,

Комментарии: Скажите, пожалуйста, слово отечество пишется в контексте " на просторах нашего отечества можно увидеть много автомобилей..." с прописной буквы?
Ответ: Слово отечество пишется с прописной буквы в текстах высокого стиля. Поскольку приведенный Вами текст вряд ли к таковым относится, мы бы не рекомендовали здесь писать это cлово с прописной. Но вообще - решать автору.
- Thursday, May 23, 2002 at 16:25:46 (MSD)


139. Имя: Светлана, E-Mail: rabota_b@rambler.ru,
Город: Москва,

Комментарии: Как правильно написать в случае использвания значения "ноль"-"нуль"
фразу "Ноль или нуль рулей?"
Ответ: Ваша фраза непонятна (собственно, это не фраза, а словосочетание). Но, поскольку варианты "ноль" и "нуль" употребляются как равноправные для обозначения одного и того же понятия, Вы можете взять любой из них. Только в некоторых фразеологически связанных сочетаниях закрепился какой-то один из вариантов.
- Thursday, May 23, 2002 at 17:44:12 (MSD)


140. Имя: Oleg, E-Mail: ala@pirmabanka.lv,
Город: Riga,

Комментарии: Что означает слово "враки" на греческом языке?
Ответ: Слово враки русское, образовано оно от русского слова врать, в греческом языке его нет (возможно, оно напомнило Вам сиртаки?:)). Слово же врать соотносится с греч. eiro < uerio 'говорить, оговаривать'.
- Thursday, May 23, 2002 at 23:41:02 (MSD)


141. Имя: viktor, E-Mail: yxcv@mail.ru,
Город: kondopoga ,

Комментарии: здравствуйте! хотел узнать:в что означает
"ал" в тюркских словах типа "Арал":само-
стоятельное слово или только суффикс?
спасибо
Ответ: Здравствуйте! К сожалению, ответа на этот вопрос мы так и не смогли найти ни в одном справочнике; здесь нужна консультация специалистов по тюркским языкам. Вот те данные, которые удалось извлечь из доступной нам литературы.
В "Словаре народных географических терминов" Э. М. Мурзаева находим такие значения слова Арал: "остров" (тюрк., монг.); "лесной островок в степи, рощи" (эвенк.); "заросли кустарников, лес" (алтайск.); "река" (в монгольских языках северного Тибета). Ср. также Байагал, Баягал (Байкал) - "море, океан, обилие воды" (якутск.). Все вышесказанное свидетельствует о том, что слова Арал, Байкал, скорее всего, нечленимы (правда, некоторые исследователи возводят АРАЛ к АР "вода", но, насколько нам известно, первоначально название Арал относилось не к морю, а к местности). Не исключено, что элемент "ал" является каким-то грамматическим показателем (суффиксом существительного? показателем падежа, числа? и т. п.). В любом случае, квалифицированную справку тут может дать только специалист по соответствующим языкам (рекомендуем Вам проконсультироваться по этому поводу в Институте языкознания РАН).

- Friday, May 24, 2002 at 01:25:04 (MSD)


142. Имя: Лена,
Город: Москва,

Комментарии: Здравствуйте, помогите, пожалуйста, определить род существительного "счет-фактура". Как правильно склонять это слово? Большое спасибо.
Ответ: Здравствуйте!
Это слово мужского рода (род определяется по главному в смысловом отношении компоненту "счет"); при склонении изменяются обе части: счета-фактуры, счету-фактуре, счетом-фактурой и т. д.

- Friday, May 24, 2002 at 11:40:22 (MSD)


143. Имя: Елена,
Город: Москва,

Комментарии: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая пред словом "исполняющего" в следующей фразе:
В лице Петрова Исполняющего обязанности Председателя,действующего на основании Устава..... Спасибо.
Ответ: Здравствуйте!
Запятая нужна, а слово "исполняющий" пишется со строчной (маленькой) буквы: В лице Петрова, исполняющего обязанности Председателя, действующего на основании Устава...

- Friday, May 24, 2002 at 12:14:22 (MSD)


144. Имя: Marina Sichinava, E-Mail: sichimar@hotmail.com,
Город: Тбилиси,

Комментарии: Вопрос: существует ли форма множественного числа в слове "Акватория"?
Заранее благодарю за ответ.
Марина Сичинава
Ответ: Думаем, ничто не противоречит образованию множественного числа у слова акватория (ср. территория - территории).
- Friday, May 24, 2002 at 12:35:26 (MSD)


145. Имя: Коля, E-Mail: nick@reklamy.ru,
Город: Москва ,

Комментарии: "Учреждения города Москвы" или "Учреждения города Москва" ?
Ответ: Правильно - учреждения города Москвы.
- Friday, May 24, 2002 at 13:17:46 (MSD)


146. Имя: Алена,
Город: Москва,

Комментарии: Добрый день, уважаемая Служба!
Хотелось бы выразить несогласие с высказанным ниже мнением о том, что "в выражении "рекламный слоган" есть плеонастическая избыточность".
Слоган может выполнять не только рекламные функции. Например, существуют так называемые "корпоративные" слоганы, использующиеся организациями для формулирования внутренних задач коллектива, построения внутрикорпоративной культуры.
Девизы многих общественных движений, являясь по сути слоганами, выполняют отнють не рекламные функции.
Я думаю, что понятие "рекламный слоган" вполне корректно употреблять в значении "девиз коммерческой рекламной кампании".
Ответ: Если так, то Вы правы. Спасибо за уточнение и вообще за внимательное отношение к материалам Службы русского языка.
Поправка к ответу. У слова "слоган" два значения:
1) рекламная формула, формулировка рекламной идеи,
2) лозунг, девиз.
То, о чем Вы говорите, просто относится к другому значению слова "слоган".
P.S. Слово "отнюдь" пишется с буквой "д".

- Friday, May 24, 2002 at 15:09:37 (MSD)


147. Имя: Кира, E-Mail: kira1974@mail.ru,
Город: Москва,

Комментарии: Мой друг из Литвы и он не понимает, почему в глаголах пить-пила, спать-спала и т.д. ударный слог меняется, тогда как в подобных глаголах есть-ела и сидеть-сидела - нет. Я не могу ему объяснить почему.
Ответ: Дело в том, что русский язык характеризуется так называемым подвижным ударением, что и означает как раз возможность (но не обязательность!) перехода ударения в разных формах одного и того же слова на разные его части. Заметьте, что иногда ударение является основным средством различить разные формы слова: стЕны - стенЫ, дЕла - делА, бЕрега - берегА и т. д. Когда в грамматиках рассматривается словоизменение, для каждой части речи выделяются акцентные типы (т. е. типы ударения), которые характеризуются соотношением места ударения в разных формах (например, в ед. и мн. числе у существительных, в 1 лице и остальных лицах, в ед. и мн. числе у глагола и т. д.). Ср. акцентные типа глагола:
акцентный тип А: во всех спрягаемых формах ударение на одном и том же слоге основы (гуляю, капаю);
B: в прош. вр. ударение на последнем слоге основы, в наст.-буд. вр. и в повел. накл. - на окончании (верну);
C: в прош. вр. ударение на посл. слог основы, в наст.-буд. вр. на окончании в 1 л. ед. ч. и на основе в остальных формах, в повел. накл. на окончании (тяну);
D: во всех формах на окончании (несу). Добавим, что все это довольно трудно запомнить тем, для кого русский язык не является родным, но ничего не поделаешь, приходится!:(

- Friday, May 24, 2002 at 15:34:01 (MSD)


148. Имя: Наталия Потапова, E-Mail: nataliap@logrus.ru,
Город: Москва,

Комментарии: Как выглядит в родительном падеже множественного числа слово "межа"?
Ответ: Межа, мн. ме'жи, меж, ме'жам и межи', меже'й, межа'м (Н.А. Еськова, Краткий словарь трудностей. Грамматические формы. Ударение. М., 1994)
- Friday, May 24, 2002 at 16:13:15 (MSD)


149. Имя: раиса, E-Mail: rayssalub@hotmail.com,
Город: Москва,

Комментарии: Множественное число существительного пресс: прса или пресы?
Ответ: Пресс, пре'ссы, пре'ссов (двойное "с" сохраняется!). Форма "пресса" - это ненормативное профессиональное употребление.
- Friday, May 24, 2002 at 16:31:16 (MSD)


150. Имя: Галина, E-Mail: sibintel@sbtx.tmn.ru,
Город: Тюмень,

Комментарии: С уважением
п(П)редседатель с(С)овета д(Д)иректоров.
Какой верный вариант?
Ответ: Все со строчной (маленькой) буквы. С прописной пишутся только названия высших государственных должностей и некоторых церковных, а также глав международных организаций.
- Friday, May 24, 2002 at 16:35:31 (MSD)


151. Имя: Ann, E-Mail: ann@list.ru,
Город: Москва,

Комментарии: Скажите, пожалуйста, бывают ли случаи, когда оправдано написание подобного словосочетания: плохое Российское образование. Вопрос относительно заглавной буквы.
Ответ: Нет, не бывают.
- Saturday, May 25, 2002 at 00:17:06 (MSD)


152. Имя: Olga, E-Mail: triumf@mailru.com,
Город: Donetsk,

Комментарии: Здравствуйте!
Хотела узнать смысл слов:Сибарит и Креативный
Ответ: Сибарит - праздный, изнеженный роскошью, избалованный человек (от фр. sybarite изнеженный).
Креативный - созидательный, творческий (англ. creative от лат. creatio создание).

- Saturday, May 25, 2002 at 00:37:42 (MSD)


153. Имя: Виталий, E-Mail: misc_contacts@hotmail.com, Город: Toronto,

Комментарии: Добрый день
Скажите пожалуйста о слове золотарь (соотв. золотуха), это совпадение - общий корень с ЗОлотом?
Спаисбо
Ответ: Добрый день.
По словарю В.И. Даля, слово "золотарь" исторически имело следующие значения:
1) позолотчик по дереву;
2) служащий по золотым промыслам;
3) золотых дел мастер (ювелир);
4) парашник (соответственно "золотарить" - промышлять с воли чисткою отхожих мест.)
Так что, как видите, это слово имеет со словом "золото" прямую словообразовательную связь. Как это связано по смыслу, сейчас сказать трудно; возможно, чистка отхожих мест хорошо оплачивалась или же здесь имеет место ирония.
Связь слова "золотуха" со словом "золото", вероятно, выражается в том, что при этом заболевании на коже образуются пигментные пятна.

- Saturday, May 25, 2002 at 03:31:31 (MSD)


154. Имя: Анастасия, E-Mail: Nastasia1981@aport.ru,
Город: Москва,

Комментарии: где можно найти в интернете словари фразеологизмов и этимологический словарь
Ответ: Фразеологических словарей в Интернете, похоже, нет (во всяком случае, мы о них ничего не знаем и дополнительным поиском обнаружить их не удалось); этимологический словарь Фасмера см.: http://starling.rinet.ru/cgi-bin/startq.cgi?scriptname=main root=config flags=wygtmnl encoding=win basename=%5Crusmorph%5Cvasmer%5Cvasmer recode=recode hiero=gif table_mode=tables links=links
- Sunday, May 26, 2002 at 16:24:05 (MSD)


155. Имя: Михаил Б, E-Mail: beleev@seznam.cz,
Город: Оломоуц Чехия,

Комментарии: Добрый день,скажите, как правильно написать 'сыпешь' или 'сыплешь'.Спасибо
Ответ: Литературной нормой допускаются оба варианта, но предпочтительным является вариант сыплешь, а сыпешь имеет разговорный оттенок.
- Sunday, May 26, 2002 at 17:48:11 (MSD)


156. Имя: Владислав, E-Mail: korsim@ukr.net,
Город: Одесса ,

Комментарии: Не могли бы вы сообщить мне о происхождении фамилии Кореньков?
Ответ: В словаре "Русские фамилии" Ю. Федосюка (М., 1996) такой фамилии нет, однако логично предположить, что данная фамилия имеет одно происхождение с фамилиями Коренев и Корнев, о которых в упомянутом словаре есть такие сведения:
"в говорах (т.е. различных диалектах) слово "корень" имеет иногда и переносное значение: упрямый, суровый, а кое-где и скупой".

- Monday, May 27, 2002 at 00:38:12 (MSD)


157. Имя: sjx, E-Mail: sdsongjx@sina.com.cn,
Город: Дэчжо КНР,

Комментарии: Обясните пожалуйста,что такое подгрузник? беременныий что ли?
Ответ: Подгузник - это "небольшая пеленка..., предназначенная для обертывания нижней части туловища грудного ребенка". Таково толкование в "Большом толковом словаре" под редакцией С.А. Кузнецова. Хотя мы знаем, что сейчас все больше используются одноразовые бумажные подгузники типа памперсов.
- Monday, May 27, 2002 at 06:06:20 (MSD)


158. Имя: gene, E-Mail: bob@hotmail.com,
Город: boston ,

Комментарии: spasibo
Ответ: Не за что! :)
- Monday, May 27, 2002 at 10:22:32 (MSD)


159. Имя: Нечаева Елена, E-Mail: nea@hf.ru,
Город: С-Петербург,

Комментарии: Здравствуйте! Скажите, ваша помощь по русскому языку, она платная?
Ответ: Здравствуйте, Елена! В настоящее время наши консультации бесплатные, Вы можете задать свой вопрос.
- Monday, May 27, 2002 at 12:22:07 (MSD)


160. Имя: Галина,
Город: Тюмень,

Комментарии: Чем обосновано решение
писать слово Интернет с большой буквы?
Видимо, значимость какого-то вида связи больше: международная сеть, почтовая связь, телефонная связь?
Ответ: Уважаемая Галина! Мы уже неоднократно отвечали на этот вопрос. Позволим себе процитировкать один из своих ответов:
Не существует общего правила написания слов, обозначающих способы трансляции, информационные структуры и т.д. У каждого слова свое происхождение, своя лингвистическая природа. Интернет как уникальное явление пишется по традиции с прописной буквы. Ср. Интерпол - сложносокращенное слово, имеющее ту же словообразовательную структуру и пишущееся с прописной буквы (хотя и к нему можно привести как аналоги нарицательные слова: милиция и полиция).
Слово Интернет пишется с прописной как самостоятельное слово. В сложных словах типа интернет-версия, интернет-кафе и др. часть интернет-... пишется со строчной.

- Monday, May 27, 2002 at 12:31:30 (MSD)


161. Имя: Елена,
Город: Таллин,

Комментарии: Большая просьба к вам: объясните, пожалуйста, как правильно писать: 100 граммов или короткая форма - 100 грамм? И еще один вопрос. Наречие "рассеяно" пишется с одним или удвоенным "н"? Спасибо.
Ответ: Счетная форма род. пад. мн. числа слова грамм имеет два варианта: граммов и грамм. Так что и то, и другое правильно.
Если рассеянно - действительно наречие (напр., взглянуть рассеянно) или краткое прилагательное (дитя рассеянно), то оно пишется с двумя Н. Если это форма краткого причастия от рассеять (войско было рассеяно по равнине), то оно пишется с одним Н.

- Monday, May 27, 2002 at 14:06:58 (MSD)


162. Имя: АРГО,
Город: Москва,

Комментарии: К вопросу Виталия из Торонто о слове "золотарь".
То, что это слово в одном из своих значений является синонимом "парашника" - профессионала по очистке отхожих мест, ассенизатора - действительно, вызывает удивление. Однако объясняется это очень просто. Версию насчет того, что эта работа очень хорошо оплачивалась, видимо, следует исключить. Гораздо ближе к истине вторая версия, связанная с иронией. Просто само по себе слово "парашник" звучит не слишком красиво, и в определенных ситуациях его просто неудобно или нежелательно употреблять. Таким образом и появился шутливый, ироничный эвфемизм "золотарь".
Ответ: Ваше мнение интересно, спасибо. На версию о хорошей оплате натолкнуло слово "промышлять (чисткою отхожих мест)", употребленное Далем при толковании глагола "золотарить". Думается, за давностью лет вряд ли удастся установить абсолютную истину по этому вопросу.
- Monday, May 27, 2002 at 14:14:39 (MSD)


163. Имя: Анна, E-Mail: q760101@chat.ru,
Город: Москва ,

Комментарии: Как произносить (читать) название улиц с числительным: "ул. 8 Марта" - "улица восьмОГО марта" или "улица восьмОЕ марта"
Ответ: Улица Восьмого Марта (ср. улица 1905 года, улица Девятого Мая), причем оба слова в названии пишутся с прописной буквы.
- Monday, May 27, 2002 at 14:52:54 (MSD)


164. Имя: Ксения, E-Mail: ksu82@mail.ru,
Город: Пермь,

Комментарии: Добрый вечер! Не могли бы Вы объяснить этимологию слова "управляющий", "руководитель". Заранее спасибо!
Ответ: Управляющий - это первоначально причастие от глагола управлять, далее от править. Слово руководитель образовано от руководить, имеющего прозрачную внутреннюю форму: от рука и водить (вести), буквально вести за руку.
- Monday, May 27, 2002 at 15:04:37 (MSD)


165. Имя: Кристина, E-Mail: swetlana@amur.ru,
Город: Благовещенск,

Комментарии: Приведите пожалуйста несколько примеров трудностей русского языка. Где можно о них узнать много информации??
заранее спасибо
Ответ: Языковые трудности бывают разные: напр., орфографические (карате или каратэ), грамматические (см. чуть ниже в нашей книге вопрос о форме род. мн. от слова "грамм"), лексические или семантические (трудность в определении значения слова) и др. Вас какие интересуют? Информацию можно получить в различных словарях трудностей русского языка, см., напр. "Краткий словарь трудностей. Грамматические формы. Ударение" Н.А. Еськовой (М., 1994).
- Monday, May 27, 2002 at 15:23:30 (MSD)


166. Имя: Алена,
Город: Москва,

Комментарии: Добрый день, уважаемая Служба!

Пожалуйста, подскажите, как правильно пишутся названия организаций "Московская топливная ассоциация" и "Российский топливный союз". Какие слова в них нужно писать с прописной буквы?
Ответ: Добрый день, Алена! В названиях организаций по общему правилу с прописной буквы пишутся первое слово и входящие в это название собственные имена. В Ваших примерах с прописной пишутся слова "Московская" и "Российский".
- Monday, May 27, 2002 at 16:25:48 (MSD)


167. Имя: Л.Костюкевич, E-Mail: lvk@usm.md,
Город: Кишинев,

Комментарии: В кратком ответе требуется ли "нет" после "отнюдь"?
Спасибо
Ответ: Вы имеете в виду ответную реплику, выражающую отрицание? Обычно употребляется одно слово: "отнюдь" (см. "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой", М., 1997).
- Monday, May 27, 2002 at 17:04:46 (MSD)


168. Имя: sjx, E-Mail: sdsongjx@sina.com.cn,
Город: Дэчжо КНР,

Комментарии: Благодарю Вас за подробное объясъяснение!
Ответ: Пожалуйста, всегда рады помочь!
- Monday, May 27, 2002 at 17:40:33 (MSD)


169. Имя: sisuzhou, E-Mail: sisuzhou@shisu.edu.cn,
Город: shanghai,

Комментарии: Что значит словосочетание "ставить на уши "
Ответ: Есть выражение "стоять на ушах", оно означает:
1) очень стараться (новый начальник заставил всех на ушах стоять) и
2) вести себя в высшей степени непринужденно, разнузданно (ребята на дискотеке на ушах стоят).
Выражение "ставить на уши" (если такое есть) должно тогда означать "заставлять кого-л. стараться (что-л. делать)".

- Monday, May 27, 2002 at 18:21:52 (MSD)


170. Имя: Denis, E-Mail: denisska@got.mmtel.ru,
Город: Москва,

Комментарии: Какого рода всё-таки слово кофе? Действительно ли его можно употреблять как в мужском, так и в среднем родах?
Ответ: Да, употребление слово "кофе" в среднем роде словари трактуют как допустимое (см. "Орфоэпический словарь русского языка", М., 1988). Но предпочтительнее, конечно, употребление этого слова в мужском роде.
- Monday, May 27, 2002 at 21:04:14 (MSD)


171. Имя: Татьяна, E-Mail: sarteks@mail.ru,
Город: Саранск ,

Комментарии: Будьте добры, скажите, где я могу найти биографию и деятельность В.В.Виноградова

Ответ: В известном 4-томном издании "В.В. Виноградов. Избранные труды" (тома зеленого цвета) каждому из томов предпослана статья, посвященная одному из аспектов научной деятельности В.В. Виноградова. Существуют и другие книги об этом ученом, но чтобы подобрать полную библиографию, необходимо поработать в библиотеке.
- Monday, May 27, 2002 at 21:34:27 (MSD)


172. Имя: Борис Архипов, E-Mail: boris_arkhipov@mail.ru, Город: Москва,

Комментарии: В разделе FAQ Вы пишете, что написание "имплантант" в принципе неверно. Но ведь это просто другое латинское слово, означающее "лицо, которому вживляют имплантат". Аналоги - диссертант (лицо, пишущее диссертацию), магистрант (соискатель ученой степени магистра), бакалавриант (соискатель ученой степени бакалавра) и т. д. В "Бюллетене Высшей аттестационной комиссии" и вузовских документах эти слова встречаются довольно часто. Или я неправ?

Ответ: Речь шла о том, что, во-первых, ни в одном из доступных нам лексикографических и энциклопедических источниках слова "имплантант" нет, а есть слово "имплантат", а во-вторых, очень часто неправильно употребляют слово "имплантант" вместо "имплантат" (см. огромное множество таких ошибочных употреблений в Интернете: ...в результате развязанной в прессе компании против гелевых имплантантов..; силиконовый имплантант может образовывать вокруг себя капсулу... и т. п.). Теоретически Вы правы, и, возможно, есть "имплантант", означающий того, кому вживляют имплантат (ср. адресат - лицо, принимающее сообщение, и адресант - лицо, посылающее сообщение), однако вопрос в том, есть ли оно (слово имплантант) в действительности. Повторяю, нам оно ни в одном авторитетном источнике не встретилось. А Ваша реплика - предположение или утверждение?
- Monday, May 27, 2002 at 21:36:37 (MSD)


173. Имя: амбар, E-Mail: ambar@gin.ru,
Город: Иркутск,

Комментарии: На какаой слог ставится ударение в слове "позвонит"?

Ответ: На последний.
- Monday, May 27, 2002 at 21:37:28 (MSD)


174. Имя: Елизавета, E-Mail: elizaveta@prodigy.net,
Город: New York,

Комментарии: Объясните, пожалуйста, почему названия Нью-Йорк, Сан-Франциско, Нью-Джерси, Санкт-Петербург, Алма-Ата (или уже Алматы?), Улан-Удэ пишутся через дефис? СтоИт ли за этим определенное правило или просто так устоялось? Вы не поверите, сколько горячих споров возникает из-за одной малюсенькой черточки! Особенно среди русских в Нью-Йорке по поводу написания названия самогО города и штата... Заранее спасибо.

Ответ: Существует правило, согласно которому иноязычные географические названия, которые в языке-источнике пишутся раздельно или через дефис, в русской орфографии пишутся через дефис (Нью-Йорк, Рио-Негро, Сьерра-Невада, Алма-Ата, Улан-Удэ и мн. др.). Это касается и названий, начинающихся со служебных слов, в частности артиклей (Лос-Анджелес, Лас-Вегас), а также компонентов Сан-, Сен-, Сент-, Санкт-, Санта- (Сан-Франциско, Санта-Крус, Сант-Петербург; исключение Сантьяго).
- Monday, May 27, 2002 at 21:38:12 (MSD)


175. Имя: Михаил Смирнов, E-Mail: Mikhail_Smirnoff@bluewin.ch, Город: Женева,

Комментарии: Уважаемая Служба русского языка!
В медицинской переводной литературе встречается терминологическое словосочение "управление ВИЧ-инфекцией". Ни медицинские, ни общие словари такое словосочение не "признают". "Управление" в этом контексте означает - grosso modo - лечение и контроль за течением (заболевания). Можно ли на основании аналогии (ведение больного, ведение родов, ведение наркоза)употребить словосочение "ведение инфекции"? На мой взгляд, это лучше, чем "управление инфекцией" (встречается даже "управление инфекции", что, кажется, является нарушением нормы уже другого управления). Как видите, речь идет о создании нового термина. Хотелось бы услышать ваше мнение.
Извините за беспокойство.

Ответ: На наш (общеязыковой) взгляд, "управление инфекцией" ничем не хуже, чем "ведение инфекции". Однако в вопросах терминологии большую роль играет традиционное использование/неиспользование слова или словосочетания специалистами той или иной сферы деятельности. К тому же, в приводимых Вами сочетаниях "ведение больного, ведение родов, ведение наркоза" ни разу не встретилось в качестве управляемого слова обозначение самой болезни, поэтому предлагаемое Вами сочетание "ведение инфекции" не так уж однозначно встает в этот ряд. Это довод в пользу "управления инфекцией", хотя, повторяем, решающее значение в создании нового термина отводится самим специалистам данной области и тому, как у них принято говорить.
- Monday, May 27, 2002 at 21:39:29 (MSD)


176. Имя: Elena, E-Mail: danila55@mail.ru,
Город: Петербург,

Комментарии: Есть ли речевая ошибка в предложении Став очевидцами нарушения экологии,мы не должны молчать?

Ответ: На наш взгляд, не очень удачно сочетание "очевидцы нарушения экологии": экологию нельзя нарушить, т. к. это состояние организмов, их отношения друг к другу и окружающей среде, оно (состояние) всегда существует, независимо от степени его удовлетворительности. Поэтому лучше сказать "нарушение экологических норм" или попросту "загрязнение окружающей среды" (если, конечно, именно об этом идет речь). Чтобы предлагать варианты замены, нужно видеть контекст. Кроме того, обычно очевидцем называют того, кто непосредственно наблюдает какое-то событие, процесс, происшествие, а то, о чем идет речь, скорее всего, не какой-то разовый случай, происшествие, а длительный и постоянный процесс, который вряд ли можно все время непосредственно наблюдать. Хотя опять же трудно говорить без контекста, не представляя себе реальной ситуации, описываемой в Вашем предложении. Приведите контекст, тогда попытаемся разобраться.
- Monday, May 27, 2002 at 21:40:38 (MSD)


177. Имя: Анатолий, E-Mail: anatoly@upn.ru,
Город: Екатеринбург,

Комментарии: Как произносится слово "достаточно"?
1. "достаточно"
2. "достатошно"

Ответ: Достатошно - это устарелый вариант, но он является допустимым. Нормативное произнесение - достаточно.
- Monday, May 27, 2002 at 21:41:21 (MSD)


178. Имя: Валентин,

Комментарии: В моем сочинении было примерно так: "Смыслом жизни Григория Добросклонова было НИчто иное как борьба за свободу крестьян". Учитель исправил на "НЕ что иное..." Кто прав и почему? Спасибо.

Ответ: Прав учитель. В выражении "не что иное, как..." употребляется частица НЕ, и пишется она раздельно (см. "Русский орфографический словарь", размещенный у нас на сайте). Здесь есть противопоставление, выраженное союзом "как". Словосочетание "никто иной" противопоставления не выражает и обычно употребляется в предложении, где есть отрицание ("никто иной не мог этого сделать").
- Monday, May 27, 2002 at 21:41:49 (MSD)


179. Имя: Коля, E-Mail: nick@reklamy.ru,
Город: Москва ,

Комментарии: "Учреждения города Мосвквы" или "Учреждения города Москва"

Ответ: Учреждения города Москвы.
- Monday, May 27, 2002 at 21:45:03 (MSD)


180. Имя: Нико Вардапетян,
Город: Лондон,

Комментарии: Что означает слово "нелицеприятный" -"резкий, негативный" или "беспристрастный"? В СМИ слово используется исключительно в первом значении, в то время как в словарях указано второе.
Заранее благодарен за ответ.
Ответ: Это связанные вещи. Словарное значение этого слова "беспристрастный", но применяют его обычно по отношению к нелестной, критической оценке, характеристике и т.п. Так сказать, оценивать (характеризовать) и др. нелицеприятно - это оценивать "невзирая на лица".
- Monday, May 27, 2002 at 23:13:41 (MSD)


181. Имя: Нико Вардапетян, E-Mail: niko.vardapetyan@shell.com,

Комментарии: Извините, забыл указать e-mail для ответа.
Спасибо.
Ответ: Вам дан ответ в гостевой книге.
- Monday, May 27, 2002 at 23:19:06 (MSD)


182. Имя: poleser,
Город: krasnodar,

Комментарии: что такое объект
Ответ: У этого слова несколько значений.
1) филос. То, что существует вне нас и независимо от нас; внешний мир, действительность.
2) Явление, предмет, лицо, на которое направлена чья-л. деятельность, чье-л. внимание.
3) Предприятие, стройка, отдельный участок и т.п. чего-л. как единица хозяйственного или оборонного значения.
4) В лингвистике: дополнение.
5) В лингвистике: семантико-грамматическая категория, обозначающая того, на кого направлено действие.
Пользуйтесь толковыми словарями!

- Monday, May 27, 2002 at 23:28:57 (MSD)


183. Имя: sisuzhou, E-Mail: sisuzhou@shisu.edu.cn,
Город: shanghai,

Комментарии: Не скажете, выражение " на ясном глазу " по грамматике правильно или нет, и каково его точное значение ?
Спасибо .
Ответ: В словарях этого выражения нет, но в речи оно в настоящее время встречается, чаще используется вариант на голубом глазу. См. ответ Службы русского языка в архиве 01.06.2001 - 30.06.2001 (http://slovari.donpac.ru/lang/ru/rls/arc/qaarc2001m06.html), вопрос 46.
- Tuesday, May 28, 2002 at 05:52:59 (MSD)


184. Имя: sisuzhou, E-Mail: sisuzhou@shisu.edu.cn,
Город: shanghai,

Комментарии: Спасибо за объяснение по словосочетанию " ставить на уши ". В послании Путина Федеральному собранию было предложение "... недоработанные проекты часто ставят наше предпринимательство не на 'ноги', а на 'уши '".
Ответ: Пожалуйста. Владимир Владимирович пошутил, соединив два выражения: "поставить на ноги" и "стоять на ушах".
- Tuesday, May 28, 2002 at 06:14:55 (MSD)


185. Имя: Анна, E-Mail: q760101@chat.ru,
Город: Москва ,

Комментарии: Огромное СПАСИБО за столь важную и полезную работу. Удачи!
Ответ: И Вам спасибо за добрые слова.
- Tuesday, May 28, 2002 at 08:16:31 (MSD)


186. Имя: Ирина Бричкалевич, E-Mail: iren117@yandex.ru,
Город: Москва,

Комментарии: Прошу привести правило, как надо употреблять запятую в оборотах со словом "благодаря". В частности, нужна ли запятая во фразе "Благодаря Вашему высокому профессионализму и организаторским способностям предприятие входит в число лидеров..."
Ответьте, пожалуйста, срочно! Спасибо.
Ответ: Обстоятельства, образованные именами существительными с предлогами ввиду, вследствие, благодаря, по причине, согласно и т. п., могут обособляться, но обособление не имеет обязательного характера и зависит от степени распространения оборота, его смысловой близости к основной части предложения, занимаемого им места по отношению к сказуемому, наличия добавочных обстоятельственных значений и т. п. Иными словами, запятая в Вашем примере не нужна, т. к. в нем нет специальных условий для обособления оборота, но и строгого запрета на запятую тоже нет.
- Tuesday, May 28, 2002 at 12:06:18 (MSD)


187. Имя: Катерина, E-Mail: mrsorloff@mail.ru,
Город: СПб ,

Комментарии: Уважаемые специалисты, как склоняется фамилия Фурса, принадлежащая лицу мужского пола, ударение неизвестно? Подозреваю, что никак.
Ответ: Мужские фамилии на -а склоняются, за исключением фамилий французского происхождения на -а' (ударное), которые не склоняются. Итак, если это не французская фамилия, то она склоняется так (независимо от ударения): Фурса, нет Фурсы, к Фурсе, вижу Фурсу, с Фурсой, о Фурсе.
- Tuesday, May 28, 2002 at 12:28:15 (MSD)


188. Имя: Александра, E-Mail: juliet@mail.nnov.ru,
Город: Нижний Новгород,

Комментарии: Здравствуйте,
мне было бы интересно узнать,
Как правильно называется профессия от глагола шлифовать, шлифовальщик или шлифовщик?
Заранее спасибо.
Ответ: Здравствуйте!
Правильно - шлифовщик (см.: Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений: В 6 т. / Под общей ред. Н. Ю. Шведовой. Т. 1, М., 2000; с. 285; Русский орфографический словарь / Отв. ред. В. В. Лопатин. М., 1999).

- Tuesday, May 28, 2002 at 14:30:26 (MSD)


189. Имя: Julia, E-Mail: whoa@mosk.ru,
Город: Moskow,

Комментарии: Есть ли словари варваризмов и экзотизмов?
Ответ: Судя по данным Интернета, есть. Вот эти данные (более подробную информацию Вы можете получить, зайдя на соответствующие сайты):
1)Газета Саратовский Университет. Однажды в процессе работы мне потребовался Дюканж - хорошо известный историкам медиевистам многотомный словарь варваризмов средневековой латыни http://www.sgu.ru/koi8/paper/4_99/u4.htm
2)Иван Павлович Сусов. История языкознания. Появлялись этимологические, синонимические, терминологические словари, словари варваризмов. http://lib.ru/TEXTBOOKS/yazykoznanie.txt
3)ЯЗЫК ПИСАТЕЛЕЙ XVIII-XIX вв. ЯЗЫК АНОНИМНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. "Словарь солецизмов, варваризмов и всяких измов современной русской литературы". http://www.slovari.ru/lang/ru/ibooks/lib/bibl/vyp4/2/210-500.html
4)jibk010794. Словарь представляет большое количество малоупотребительных слов (архаизмы, диалетизмы, экзотизмы, варваризмы), встречающихся в произведениях ... http://www.jupiterinter.ru/items/jibk010794.htm - 4К - 04.04.2001 (Сомов В. Словарь редких и забытых слов).
Новое Литературное Обозрение. Шевырев составил целый "Словарь солецизмов, варваризмов и всяких измов современной русской литературы" http://nlo.magazine.ru/lion/38.html

- Tuesday, May 28, 2002 at 14:33:11 (MSD)


190. Имя: Евгений Чухарев, E-Mail: info@optiergo.com,
Город: Архангельск,

Комментарии: Подскажите, как будет правильно "глазное дно" во множественном числе? "Глазные донья"?
Ответ: Думаем, это сочетание во множественном числе не употребляется, но если мн. ч. и образуется (это можно узнать только у специалистов - медиков или анатомов), то единственно возможная форма мн. ч. слова дно - донья.
- Tuesday, May 28, 2002 at 20:43:18 (MSD)


191. Имя: aleks, E-Mail: KROHA@INTERDACOM.RU,
Город: Волгоград,

Комментарии: филиал
Ответ: Сформулируйте, пожалуйста, вопрос.
- Wednesday, May 29, 2002 at 00:24:32 (MSD)


192. Имя: Lemon, E-Mail: ---,
Город: ---,

Комментарии: Здраствуйте!
1 Что означает веражение "нордический характер"?
2 Какие бывают виды характеров?
3 Неподскажите ли вы, где я могу найти "Эллектронную интернет инциклопедию" с подобной вашей службе ответами на вопросы.
Спасибо
Ответ: Здравствуйте!
1. Нордический характер - характер, свойственный жителям северных стран, т. е. сильный, уравновешенный, целеустремленный.
2. Второй Ваш вопрос следует адресовать не лингвистам, а психологам.
3. Электронных энциклопедий в Интернете много: см., например, http://mega.km.ru/. Справочная служба русского языка есть еще на портале "Русский язык" (см. www.gramota.ru).
P.S. Исправляем ошибки в Вашем вопросе: здравствуйте, выражение, не подскажете, электронная интернет-энциклопедия.

- Wednesday, May 29, 2002 at 03:23:43 (MSD)


193. Имя: Дима,

Комментарии: Как будет краткая форма м.р. от "теплый"? Спасибо.
Ответ: Краткая форма мужского рода тёпел.
- Wednesday, May 29, 2002 at 11:23:14 (MSD)


194. Имя: Людмила,
Город: Самара,

Комментарии: Здравствуйте! Не могли бы Вы внести ясность по поводу значения слов "убрать" и "убраться". В толковом словаре дается как одно из толкований для обоих этих слов "навести порядок где-то". Разве корректно говорить: "Мне надо убраться в квартире"? Мне кажется частица -ся делает глагол возвратным, и это выражение должно звучать только как "убрать в квартире", а "убраться в квартире" звучит неграмотно. Поясните, пожалуйста.
Ответ: Здравствуйте! Мы уже отвечали на такой же вопрос: см. наш ответ на вопрос 56 в архиве Службы русского языка за период 01.06.2001 - 30.06.2001; http://slovari.donpac.ru/lang/ru/rls/arc/qaarc2001m06.html. Добавим, что частица -ся не всегда делает глагол собственно возвратным (как в случаях типа умываться, одеваться, т. е. "умывать себя, одевать себя") - у этой частицы есть и другие значения (ср. улыбаться, ссориться, кусаться, сердиться и т. п.). Убираться в значении "убирать" относится к группе косвенно-возвратных глаголов, общим значением которых является "совершать действие для себя, в своих интересах" (см. также построиться, прибраться, запастись). Обратите внимание, что рассматриваемый случай совпадения значений (синонимии) глаголов с -СЯ и без -СЯ не единственный в русском языке; ср.: лампочка светит и светится, я решил сделать это и я решился сделать это и мн. др.
- Wednesday, May 29, 2002 at 11:29:38 (MSD)


195. Имя: Друг словарей и враг Lemon'ов,

Комментарии: Предлагаю всяким Lemon'ам не отвечать, т.к. он и ему подобные не смогут правильно ввести запрос в виду своей патологической безграмотности.
Ответ: Мы вполне разделяем Ваши чувства, однако на то мы и Служба русского языка, чтобы отвечать на вопросы (грамотным и безграмотным). Хотя ТАКИЕ ошибки наводят на предположение, что они были сделаны не по безграмотности, а по каким-то другим причинам. Но сие покрыто мраком неизвестности!
- Wednesday, May 29, 2002 at 11:30:12 (MSD)


196. Имя: Сергей, E-Mail: smart78@e-mail.ru,
Город: Москва,

Комментарии: Нужна ли запятая между сложносочиненными предложениями, если они являются придаточными по отношению к одному главному. Например: Он сказал, что то-то (,?) и еще чего-то.
Ответ: Нет, в таком случае (т. е. когда придаточные предложения связаны между собой соединительным союзом И и оба относятся к одному и тому же главному), запятая между ними не нужна.
- Wednesday, May 29, 2002 at 12:07:23 (MSD)


197. Имя: Дмитрий,
Город: С-Пб,

Комментарии: Скажите, пожалуйста, правильно ли расставлены запятые в этом предложении:
"Сервисный объект FTS осуществляет создание нового объекта FTC на клиенте и доставку файла внешнего документа с сервера на клиента или наоборот, с последующим обновлением файла в файловом репозитарии сервера." Если можно, поясните какими правилами надо здесь руководствоваться, а то я расставил интуитивно, а правило подобрать затрудняюсь. Спасибо.
Ответ: У Вас все верно. Запятые перед союзами И и ИЛИ (осуществляет создание нового объекта и доставку файла с сервера на клиента или наоборот) не нужны, т. к. когда эти союзы соединяют однородные члены предложения, как в Вашем случае, запятая перед ними не ставится. Оборот с последующим обновлением файла в файловом репозитарии сервера явно носит уточняющий характер, поэтому он выделяется запятыми.
Сомнение в стилистической правильности у нас вызывают сами выражения "создание объекта на клиенте" и "доставка файла на клиента": во всяком случае, если "клиент" - это компьютер, сервер, вообще какое-то устройство, но не человек, то оборот "доставка на клиента" невозможен, т. к. форма Вин. п., совпадающая с Род. п. (клиента), свидетельствует об одушевленности существительного, а у неодушевленных существительных Вин. п. = Им. п. (т. е. должно быть "доставка на клиент"). Но так как все Ваше предложение относится к специальной области, в связи с чем нам понятно в ней отнюдь не всё, :( то ничего окончательно утверждать не беремся!

- Wednesday, May 29, 2002 at 12:36:47 (MSD)


198. Имя: Елена,
Город: Москва,

Комментарии: Здравствуйте.Подскажите, пожалуйста, как правильно доверить управление автомобиля или автомобилем?
Ответ: Здравствуйте! Правильно - доверить управление автомобилем.
- Wednesday, May 29, 2002 at 13:08:07 (MSD)


199. Имя: Сергей, E-Mail: smart78@e-mail.ru,
Город: Москва,

Комментарии: Может ли "тем не менее" являться вводным словам или оно всегда выступает в значении союза?
Ответ: Основная функция выражения тем не менее - быть союзом, например: Он настаивает, тем не менее я не могу с ним согласиться, но может оформляться и как вводное сочетание, обычно когда оно находится в середине, а не начале предложения (подобно слову "однако"): Он, тем не менее, говорил правду.
- Wednesday, May 29, 2002 at 13:53:29 (MSD)


200. Имя: Дария, E-Mail: post@perfect.ru,
Город: Москва ,

Комментарии: Существительное - родий. Прилагательное - родиевый. Как правильно образовать слово обозначающее "покрытый родием", по аналогии с "золото - позолоченый", "хром-хромированый"? Заранее благодарю.
Ответ: В общеязыковых словарях нет такого прилагательного. Скорее всего, его просто нет в русском языке (хотя, возможно, оно есть в специальной терминологии), поэтому во избежание ошибок рекомендуем пользоваться описательным оборотом "покрытый родием".
- Wednesday, May 29, 2002 at 15:08:51 (MSD)


201. Имя: Эльмира, E-Mail: felmira@bk.ru,
Город: Москва,

Комментарии: Пожалуйста, скажите, как называются слова, ударения, в которых возможно поставить как на один, так и на другой слог (твОрог-творОг например)
Ответ: Это произносительные варианты, точнее, варианты ударения, или акцентные варианты (в случае твОрог - творОг равноправные варианты).
- Wednesday, May 29, 2002 at 16:24:35 (MSD)


202. Имя: sjx, E-Mail: sdsongjx@sina.com.cn,
Город: Дэчжо КНР,

Комментарии: Объясните пожалуйста,что обозначает слово "шмеленк",которое в словарях наверно не найдёшь.
Ответ: Вот единственное употребление, найденное в Интернете, из которого следует, что это собственное имя - название станции или населенного пункта.
Расписание автобусов Раменского района / Энгельса, Хрипань (10 мин.); Шмеленк, Капустино (20 мин.); Устиновка, Школа, Власово (29 мин.); Дубки, Поповка, Аксеново (44 мин.) http://mosobltrans.newmail.ru/mo/ramensk.html.
Больше, к сожалению, ничего сказать не можем. В наших словарных источниках этого слова также нет.

- Wednesday, May 29, 2002 at 17:14:53 (MSD)


203. Имя: OVEN, E-Mail: grem@lnm.com,
Город: New Zeland ,

Комментарии: A Ia predlagaiy Другy словарей и врагy Lemon'ов zatknytca k chertiam cobachim, prichem zatknytca navcegda. Eto clyjba rysskogo iazika a ne mecto dla polemik i nefig vipendrivatca!
Ответ: Уважаемый OVEN! Задачи нашей гостевой книги Вы понимаете правильно. Однако призываем Вас и всех гостей нашего сайта к взаимной вежливости и терпимости. Просим использовать нашу книгу только для обсуждения вопросов русского языка. Просим не употреблять непарламентские выражения. Вопросы просим задавать по возможности грамотно.
- Wednesday, May 29, 2002 at 18:30:45 (MSD)


204. Имя: Даша, E-Mail: dasha_subbota@mail.ru,
Город: Киев,

Комментарии: тразакции-скажите пожалуйста что означает этот термин,заранее благодарна
Ответ: Транзакция - в информатике: совокупность операций с базой данных, которые должны быть выполнены обязательно до конца, чтобы база данных оказалась в непротиворечивом состоянии.
- Wednesday, May 29, 2002 at 19:29:59 (MSD)


205. Имя: Ольга, E-Mail: kiselene@shercargo.ru,
Город: Москва,

Комментарии: Ставить ли запятую в следующем случае:
"В случае, если ..."
Например, "В случае если представленный документ не оформлен надлежащим образом, следует подготовить ..."
Ответ: Нет, не ставить; "в случае если" - это составной союз.
- Thursday, May 30, 2002 at 11:35:16 (MSD)


206. Имя: Яна, E-Mail: YanaK@rostov.ru,
Город: Ростов ,

Комментарии: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно:
- фильтры
- фильтра?
Заранее благодарю.
Ответ: Правильно "фильтры".
- Thursday, May 30, 2002 at 11:52:13 (MSD)


207. Имя: Ксюша,
Город: Москва,

Комментарии: Скажите, пожалуйста, нужно ли брать в кавычки выражения "холодная война", "горячая линия" (имеется в виду телефонная), "круглый стол" (как встреча ученых, политиков) и почему? Заранее спасибо.
Ответ: Это зависит от степени освоенности языком подобных выражений. Так как приведенные Вами выражения сейчас вошли в язык и во многие словари (см., напр., выражения "холодная война" и "круглый стол" в "Большом толковом словаре" под ред. С.А. Кузнецова, выражение "горячая линия" в "Толковом словаре современного русского языка. Языковые изменения XX столетия" под ред. Г.Н. Скляревской) и достаточно широко употребляются, кавычки ставить не нужно.
- Thursday, May 30, 2002 at 12:57:21 (MSD)


208. Имя: Алена,
Город: Москва,

Комментарии: Здравствуйте, уважаемые работники службы!
Как приятно начинать рабочий день с просмотра вашей странички!

У меня такой вопрос: "крем для похудения" или "крем для похудания"? На упаковках мне встречались оба варианта!
Ответ: Здравствуйте, Алена! А нам приятно, что Вам приятно заходить на наш сайт :)!
Большой академический словарь ("Словарь современного русского литературного языка" в 17 томах) и "Большой толковый словарь" под ред. С.А. Кузнецова трактуют слова похудение и похудание как синонимы, однако слово "похудание" имеет стилистическую помету "разговорное". Поэтому мы бы рекомендовали в данном случае употреблять нейтральное слово "похудение": "крем для похудения".

- Thursday, May 30, 2002 at 13:21:29 (MSD)


209. Имя: Игорь,
Город: Москва,

Комментарии: Я извиняюсь, что вмешиваюсь в ответы лингвистов но, по-моему, ответ на вопрос о транзакции не полный. Т.к. в большом психологическом словаре (Артур Ребер, АСТ, М. 2000), есть определение:
ТРАНЗАКЦИЯ: Поведенческое событие или его аспект, сутью которого является взаимодействие между действующим лицом, другими людьми, участвующими в этом, и окружающей средой. Это очень общее значение используется в различных областях психологии.
А еще есть понятие транСакции у Эрика Берна (Игры, в которые играют люди). В его теории транСакционного анализа говориться: "Мы называем трансакцией единицу общения".
Извините, если есть орф. ошибки, я хотел лишь донести, что у этого слова есть несколько значений.
Ответ: Спасибо, Игорь, за дополнительную информацию. Конечно, мы не исключаем, что слово "транзакция" может употребляться еще в каких-нибудь областях науки, но оно относится к узкоспециальной терминологии, находится за пределами общеупотребительной лексики литературного языка и поэтому не попадает в общеязыковые словари. Что касается слова трансакция, то оно еще употребляется как экономический термин с развитой системой значений, но это осталось за рамками заданного вопроса.
- Thursday, May 30, 2002 at 14:49:40 (MSD)


210. Имя: катерина, E-Mail: gerimel@mail.ru,
Город: москва ,

Комментарии: как правильно пишется слово "девиденды" или "девиденты"
Ответ: Правильно "дивиденды".
- Thursday, May 30, 2002 at 15:13:46 (MSD)


211. Имя: Sly, E-Mail: slawa@utg.ru,

Комментарии: Как правильно пишется теоритический или теоретический
Ответ: Правильно "теоретический".
- Thursday, May 30, 2002 at 15:15:18 (MSD)


212. Имя: Юлия, E-Mail: jusk777@pochtamt.ru,
Город: Москва,

Комментарии: Как правильно говорить: осуществлять контроль ЗА выполнением приказа
или
Осуществлять контроль НАД выполнением приказа?
Спасибо.
Ответ: При отглагольных существительных (коим является существительное "выполнение") обычно употребляется предлог ЗА: "контроль за выполнением приказа" (см. Д.Э.Розенталь, "Справочник по русскому языку. Управление в русском языке", М., 2002).
- Thursday, May 30, 2002 at 17:25:54 (MSD)


213. Имя: Сергей, E-Mail: smart78@e-mail.ru,
Город: Москва,

Комментарии: Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, нужна ли здесь запятая:Согласно этому решению (?) были признаны недействительными... Заранее спасибо.
Ответ: Обороты со словом "согласно (чему)" обособляются факультативно, по желанию автора (для смыслового выделения содержащейся в них информации). Т.е. запятую можно ставить, но можно и не ставить.
- Thursday, May 30, 2002 at 17:27:53 (MSD)


214. Имя: Дмитрий Горбатов,
Город: Москва ,

Комментарии: У меня такой вопрос: существительное "тотем" - одушевлённое или неодушевлённое?

Спасибо.
Ответ: Неодушевленное, т. к. изучаю тотемы (а не "тотемов").
- Thursday, May 30, 2002 at 23:38:27 (MSD)


215. Имя: Ван,

Комментарии: Здраствуйте.
Вопрос1 Что такое междометия?
Вопрос2 К каким частям речи относятся (из-за, из-под, по-за, по-на)
Ответ: Здравствуйте!
1. МЕЖДОМЕТИЕ - это неизменяемое слово, непосредственно выражающее, передающее эмоциональную реакцию, чувство, ощущение, но не называющее их, например: ай, ах, ба, ого, ох, ух, фи, эх.
2. Все это предлоги (в грамматике предлоги такой структуры называются "предлоги-сращения").

- Friday, May 31, 2002 at 00:08:17 (MSD)


216. Имя: Татьяна, E-Mail: tabortius@ukrpost.net,
Город: Киев,

Комментарии: Какое определение даёт Эткинд термину "интонация"?
Ответ: Извините, но на специальные теоретические вопросы мы не отвечаем (см. "Правила работы Службы русского языка", раздел "NB!"). Вам придется поискать ответ в библиотеке.
- Friday, May 31, 2002 at 01:42:24 (MSD)


217. Имя: Hexxx,
Город: Москва,

Комментарии: Добрый день. Пожалуйста, подскажите, нужна ли точка в сокращениях млн, млрд? И как лучше писать 100%-й или 100-процентный? Заранее благодарю.
Ответ: Да, точка в сокращениях млн. и млрд. нужна.
"Русский орфографический словарь" под ред. В. В. Лопатина рекомендует единственный вариант без использования цифр: стопроцентный. Думаем, что не будет ошибки и в написании 100-процентный (ср. 100-пудовый, 100-километровый и т. п.), а вот "100%-й" писать нельзя: это ошибка.

- Friday, May 31, 2002 at 11:06:15 (MSD)


218. Имя: Елена, E-Mail: hpislary@blitz.kiev.ua, Город: Киев,

Комментарии: Как называется специалист в области ономастики, который изучает человеческие имена?
Ответ: Однословного названия нет, приходится использовать выражение "специалист по ономастике". Есть слово ономасиолог, но это название специалиста в более общей области ономасиологии, который изучает способы обозначения, называния вещей и явлений (ономастика является разделом ономасиологии).
- Friday, May 31, 2002 at 12:18:51 (MSD)


219. Имя: Ольга, E-Mail: kiselene@shercargo.ru,
Город: Москва,

Комментарии: Подскажите, пожалуйста, как правильно расставлять знаки препинания в ситуациях, аналогичных нижеизложенной:
"Сотрудник участка сервисного обслуживания:
- выдает документы грузополучателю под подпись в копии документа учета с перечислением передаваемых документов
Примечание:
Если документ учета не оформлялся, документы выдаются под подпись в копии авианакладной;
- информирует клиентов о том, что выдача груза с СВХ производится на основании штампа 'Выпуск разрешен'".
Заранее благодарю.

Ответ: Т. к. приведенная Вами конструкция представляет собой одно предложение, то лучше всего оформить его так:
Сотрудник участка сервисного обслуживания
- выдает документы грузополучателю под подпись в копии документа учета с перечислением передаваемых документов (примечание: если документ учета не оформлялся, документы выдаются под подпись в копии авианакладной);
- информирует клиентов о том, что выдача груза с СВХ производится на основании штампа "Выпуск разрешен".
P.S. Слово "примечание" лучше вообще убрать: тогда текст будет выглядеть проще и естественнее.

- Friday, May 31, 2002 at 13:51:42 (MSD)


220. Имя: Сергей, E-Mail: Monarh@itsmylife.ru,
Город: Мозырь,

Комментарии: Первое упоминание слов 'перестройка' и 'гласность'
Ответ: Точную дату назвать не можем, но уже в "Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду КПСС" 25 февраля 1986 г. М. Горбачев говорил: "Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический". В то же самое время Горбачевым было введено и слово перестройка в значении "реформы и преобразования в области экономики, общественной и государственной жизни, направленные на развитие демократии, гласности, на выход страны в мировое сообщество".
- Friday, May 31, 2002 at 14:43:22 (MSD)


221. Имя: Сергей, E-Mail: SERGEY1102@rambler.ru,
Город: Гомель,

Комментарии: Добрый день! Не могли бы вы подсказать,где,кем и по какому поводу были впервые упомянуты слова "гласность" и "перестройка"
Ответ: Добрый день! См. предыдущий вопрос и ответ на него.
- Friday, May 31, 2002 at 14:52:48 (MSD)


222. Имя: Оксана, E-Mail: oksana@spn.ru,
Город: Санкт-Петербург,

Комментарии: Здравствуйте, уважаемая служба русского языка!
Объясните, пожалуйста: 1. ставится ли точка после сокращения слова "минута" - "мин" и почему. 2. ставится ли точка после сокращения слова "миллион" - млн и почему.
Спасибо!
Ответ: Здравствуйте, Оксана!
1. Точка в сокращении мин. ставится, как и в большинстве других сокращений, за исключением сокращенных единиц измерения кг, ц, тс, гс и нек. др. (хотя можно возразить, что минута, час, секунда тоже являются единицами измерения времени, но здесь, видимо, действует закон традиции).
2. В сокращении млн. точка ставится по основному правилу, т. к. "миллион" не является единицей измерения.

- Friday, May 31, 2002 at 15:51:33 (MSD)


223. Имя: Евгений, E-Mail: hoping@mail.ru,
Город: г.Санкт-Петербург,

Комментарии: меня интресует смысловое содержание словосочетания "нормальные условия труда" и "безопасные условия труда" к сожалению представленные словари Ожегова и Шведовой, а равно иные словари на Вашем сайте не могут определит слова "норма", которая в определенной части явялется корнем и ключом к пониманию и соотношению словосочетаний приведенных здесь


Ответ: Словарь Ожегова и Шведовой (равно как и Словарь иностранных слов на нашем сайте) вполне четко определяют слово норма как "узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-н.", а слово нормальный как соответствующий норме. Этих толкований вполне достаточно, чтобы составить представление о нормальных условиях труда, т. е. таких условиях, которые признаны соответствующими неким установлениям, в данном случае сформулированным в Кодексе законов о труде. Более подробно слово нормальный описано, в частности, в "Большом толковом словаре" С. А. Кузнецова, где отдельным значением выделено "хороший, правильный; такой, как полагается" (это толкование все равно приводит нас к исходному значению "соответствующий норме" = "такой, как полагается"). Таким образом, нормальные условия труда - это такие условия труда, которые полагаются по КЗОТу (что в это вкладывается, вопрос КЗОТа, а не русского языка!), вообще соответствуют некой норме, а безопасные условия труда - это такие условия труда, которые не содержат в себе опасности (т. е. первое понятие шире второго, включают его в себя).
- Friday, May 31, 2002 at 15:59:27 (MSD)


224. Имя: Игорь, E-Mail: dashaz@mail.ru,
Город: Ришон ,

Комментарии: Слово "левантийский". Смысл понятен. Интересно - этимология. Спасибо.
Ответ: Прилагательное "левантийский" (наряду с "левантинский") означает: "относящийся к Леванту" (устарелое название стран восточного побережья Средиземного моря) - от франц. Levant или итал. Levante восток.
- Friday, May 31, 2002 at 18:54:16 (MSD)


225. Имя: АРГО,
Город: Москва,

Комментарии: Для Дмитрия из Новосибирска (вопрос от Saturday, May 18, 2002 at 20:50:40).
"Переводчик Укр-Рус-Укр" находится по следующей ссылке:
http://www.uaportal.com/cgi_bin/translator.cgi?lang=r
Этот переводчик, как и все подобные, не идеален. Но, думается, это лучше, чем ничего.
P.S. Прошу прощения у Службы русского языка за то, что приходится писать об этом в гостевой книге, но Дмитрий не указал своего электронного адреса. Есть надежда, что он еще заглянет сюда и обрадуется этой ссылке :-). Кроме того, не исключаю, что данный переводчик может понадобиться и самим лингвистам Службы.
Ответ: Спасибо, АРГО, за дополнительную информацию.
- Friday, May 31, 2002 at 19:45:29 (MSD)


226. Имя: Дмитрий Горбатов,
Город: Москва ,

Комментарии: Уважаемые дежурные лингвисты! Скажите, пожалуйста: можно ли в будущем обращаться к вам за консультацией по вопросу типологии ошибок?

Если нет, то где можно ознакомиться с теорией такой типологии? Особенно интересуют официальные научные термины такой типологии.

Спасибо!
Ответ: Уважаемый Дмитрий!
Материал об интересующей Вас типологии ошибок есть на портале "Русский язык" (http://www.gramota.ru/negovori.html?p18_com2.htm). Вообще это, конечно, вопрос скорее методики преподавания, чем лингвистики как науки. Другими материалами по этой теме мы на данный момент не располагаем.

- Friday, May 31, 2002 at 21:20:16 (MSD)


227. Имя: Максим, E-Mail: rimax@butovo.com,
Город: Москва,

Комментарии: Подскажите, пожалуйста, происхождение ремарки "sic", используемой читателем работы, а так же её точное значение. Заранее признателен за внимание.
Ответ: "Sic" - латинское слово, означает "так", "именно". Ставится в скобках или на полях и указывает на важность данного места в тексте или выражает отношение к нему автора.
- Friday, May 31, 2002 at 21:39:59 (MSD)


228. Имя: Сергей, E-Mail: timon1809@tut.by,
Город: Добруш,

Комментарии: Как задать вопрос Что делая? словом пишу
Ответ: Вас интересует деепричастие от глагола "писать"? Это слово "пиша", которое имеет ограничения в употреблении (словари дают помету "употребляется несвободно" и несколько цитат: из И. Бунина, Ю. Трифонова, А. Битова; см. "Краткий словарь трудностей. Грамматические нормы. Ударение" Н.А. Еськовой, М., 1994).
- Friday, May 31, 2002 at 22:47:43 (MSD)